face

Почему мы хороним своих мертвецов

Подумалось мне (так сказать, «музыкой навеяло»), что наше современное общество, к худу ли, к добру ли, перестало соблюдать многие обряды древности. Разумеется, в наше время есть множество религиозных традиций, соблюдаемых в тех или иных общественных кругах, но не много осталось обрядов, соблюдение которых для всех членов общества так же обязательно, как исполнение ритуалов, связанных со смертью: прощание с покойным, погребение (кремация), траур. Даже совсем не религиозные люди, когда смерть забирает кого-то из их близких, непременно исполняют эти обрядовые процедуры. Ритуалам, связанным со смертью, удалось остаться массовыми, в то время, как все другие обряды стали уделом определённых общественных слоёв или групп. Именно поэтому словосочетание «ритуальные услуги» в наше время однозначно указывает именно на данную категорию ритуалов.

Тем не менее, не всё так просто. Если большинство членов общества делают что-то схожее, это не означает, что у всех на это одни и те же причины. Например, одежда появилась как средство для защиты от холода и дождя, и она используется в таком качестве и по сей день, однако едва ли девушка, отправляющаяся на пляж, надевает бикини, чтобы не замёрзнуть. Возможно, причиной особого положения погребальных обрядов в современном атеистическом обществе является то, что смерть — это одно из немногих трансцендентных явлений, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Феномен смерти, исчезновения сознания, превращения живого в неживое — это, пожалуй, единственное из окружающих человека явлений, которое не объяснить материалистическими законами естествознания. Другие такие явления — например, существование Вселенной, необратимость времени — столь же непознаваемы, но они не касаются нашей повседневной жизни непосредственно, не вторгаются в неё и не производят изменений, которые трудно не заметить. Смерть в буквальном смысле «заставляет» себя уважать, и, наверное, поэтому современное общество, растеряв всеобщее уважение к Солнцу, Земле, Жизни, Творцу, сохранило по сей день всеобщее уважение к смерти.

Так, по логике, должно быть и с погребением. Пораскинув мозгами, я выделил четыре разновидности доминирующих причин, по которым люди исполняют погребальные обряды. Эти четыре разновидности можно назвать своего рода стадиями или ступенями, поскольку они исторически происходят одна из другой; каждая следующая — это видоизменённая предыдущая. Я не даю здесь никаких оценок той или другой причины и не утверждаю, что одна лучше другой, а также не оцениваю само направление исторического развития предыдущих мотивов в последующие; это попытка беспристрастного анализа. Итак, ниже перечислены четыре доминирующих мотива к соблюдению погребальных обрядов.

1. Прагматический.

Этот мотив самый древний, и он едва ли встречается в современных обществах в чистом виде (впрочем, я не исключаю, что остались ещё племена, в которых преобладает этот мотив). Трансцендентное в жизни древнейших обществ настолько переплеталось с обыденным, что смерть едва ли могла занимать сколько-нибудь особенное положение в ряду других, ещё не познанных, окружающих явлений. Погребальные ритуалы рассматривались как бытовые действия, которым имманентна тесная причинно-следственная связь. Так, закладывая меч и щит в могилу падшего воина, древние едва ли ощущали, что они исполняют ритуал; для них это было совершенно необходимым действием, которое выполнялось для того, чтобы снарядить умершего для будущих сражений в загробном мире. Необходимость этого действия была столь же очевидной и не подлежащей сомнению, как необходимость в боевом снаряжении для живого воина.

2. Символический.

По сравнению с предыдущим мотивом, изменилось восприятие обрядовых действий, перейдя от непосредственного к символически-опосредованному. По-видимому, переходным моментом стало использование при захоронении магических символов (например, пентаграмм), оберегающих покойного от злых духов. Важно, что пентаграмма, в отличие от меча, не является непосредственным носителем некоторой силы; вместо этого она такую силу обозначает. Этот переход связан с размежеванием трансцендентного и обыденного: такие явления, как смерть, больше не являются заурядными составляющими повседневной жизни, и взаимодействие с ними теперь возможно только через символы. Большинство современных ритуалов, связанных со смертью, сложились, очевидно, под доминирующим влиянием именно этого мотива. Памятник, гроб, процедура похорон, траур в культуре, основанной на христианстве или иудаизме, — это символы, обозначающие почтение живых к покойному и направленные на успокоение его души. При этом важно, что данный мотив подразумевает осознание индивидуумом значений этих символов. По-прежнему сильна причинно-следственная связь, поскольку номинальное значение символов рассматривается как их фактическая роль (пентаграмма — реальное орудие обороны).

3. Формальный.

Номинал символов сохранён, но их роль в причинно-следственной связи утрачена. Погребение по-прежнему воспринимается как действие, выполняемое для покойного, но ясного понимания того, как именно это действие помогает умершему, и какими могут быть последствия в случае невыполнения ритуала, уже нет. Я подозреваю, что именно этот мотив — основной для большинства нынешнего населения России. Отмечу, что, как побудительная сила, данный мотив может быть ничуть не слабее предыдущего, а иногда и сильнее: утрата причинно-следственного подкрепления компенсируется специфическим навязчивым состоянием, заключающимся в потребности исполнить всё так, как подобает.

4. Социальный.

Подобно четвёртой производной, этот мотив является продуктом дальнейшей регрессии третьего. Теперь утрачена не только приписываемая фактическая роль символов, но и их номинальная ценность. Человек уже не считает, что усопшему и в самом деле необходимо погребение. Горе, связанное со смертью близкого человека, меняет центральный объект и переходит от сочувствия умершему («бедный Йорик!») к переживанию утраты живыми («как же я теперь без Йорика?»); на первый план выдвигается соболезнование. Живые производят погребение уже не для покойного, а друг для друга, проецируя друг на друга сохранившуюся с предыдущей стадии и теперь самоподпитывающуюся потребность в подобающем выполнении ритуала. Разновидностью этого мотива является случай, когда человек исполняет ритуал не ради конкретного другого человека, а подчиняясь этическим или юридическим законам общества — общим здесь является то, что именно социализация индивидуума обеспечивает побудительную причину.
Разумеется, любая классификация нечётко выраженных явлений изначально несовершенна, и между любыми двумя типами можно выделять множество промежуточных; кроме того, один и тот же человек может в течение жизни вести себя, подчиняясь влиянию то одного из этих мотивов, то другого.

В качестве заключения я прошу вас принять участие в моём опросе.
Poll #388461 Небольшое статистическое исследование, не претендующее на репрезентативность

Какой из перечисленных мотивов лучше всего описывает ваши личные причины для соблюдения погребальных ритуалов?

Прагматический.
0(0.0%)
Символический.
1(11.1%)
Формальный.
0(0.0%)
Социальный.
5(55.6%)
У меня нет причин, чтобы соблюдать погребальные ритуалы.
3(33.3%)
Данная классификация мотивов в принципе неверна (пожалуйста, опишите в комментарии, почему).
0(0.0%)
Пожалуйста, не голосуйте, если вы не прочитали всего вышеизложенного — тогда уж лучше просто проигнорировать опрос. Также не голосуйте и примите мои извинения, если вы считаете такой опрос неуместным.

Специалисты по культурологии и социологии, а также все заинтересованные уже могут начинать пинать меня виртуальными ногами.

PS: А вы думали, я тут одни отвёртки анализировать буду?

In English: Why do we Bury our Dead?
  • Current Mood: pensive размышление
... В другом окне еще не закончил читать текст под катом, но уже родились возражения. Возможно, они будут подтверждены или опровергнуты в конце поста.
Я хочу сказать, что у нас еще соблюдаются обряды свадьбы и рождения ребенка, которые тоже прямо или косвенно связаны с переходом материи из неживой в живую.
Reply to your post...
Гораздо, гораздо менее свято и неукоснительно они соблюдаются. Такого трепетного отношения, как к смерти, у нас нет ни к одному другому явлению.

Re[3]: Reply to your post...
молодец. именно это я тебе и хотел сказать :)

Re: Re[3]: Reply to your post...
А я, что, отрицаю, что есть люди, для которых погребальные ритуалы ничего
не значат? Я даже в опросе такой пункт предусмотрел. Но темой данного
поста было проанализировать, зачем соблюдают эти обряды это те, кто это
делает. Те, кто не делают -- в данном случае не рассматриваются.
Феномен смерти, исчезновения сознания, превращения живого в неживое — это, пожалуй, единственное из окружающих человека явлений, которое не объяснить материалистическими законами естествознания.

обоснуйте.
Пожалуй, я погорячился: не единственное. Есть ещё комплементарный смерти феномен рождения. Но этот феномен у человека, в силу его психологии, такого же сильного священного трепета отнюдь не вызывает. Возможно, это связано с тем, что человек больше уважает и боится того, что сильнее него. Смерть обрывает жизнь, она отнимает. «Со смертью шутки плохи» — вполне уместное выражение, однако не скажешь ведь чего-то подобного о феномене рождения.
меня интересовал другой аспект:
необъяснение данного события "материалистическими законами естествознания". что это за таинственные материалистические законы естествознания и почему ими это явление не объясняется?
Ну не законы, конечно. Интуитивно ощущаемые закономерности. Материалистическое мировоззрение неплохо объясняет поведение материи, но не сознания. Поэтому моменты, когда сознание появляется или исчезает (переходы между просто материей и материей, являющейся носителем сознания), воспринимаются как "чудо". Есть даже такое устойчивое выражение: "чудо рождения". О смерти так не говорят, как-то язык не поворачивается называть её чудом, но, в общем, воспринимается она тоже как нечто потустороннее.
вы не находите, что слово "материализм" как-то не сочетается в одном ряду со словами "интуитивно", "чудо", "устойчивое выражение" и "потустороннее"? вы материализм как дисциплину ни с чем не путаете случаем? например с вульгарным бытовым сознанием, не получившим должного религиозного воспитания?
Re: Reply to your comment...
Конечно, путаю. Намеренно. Я не имею в виду материализм как философское
направление. Именно бытовое сознание такого типа, какой наиболее
распространён.
Re: Reply to your comment...
там материализмом и не пахнет. набор суеверий и обрывков устаревших социальных программ.

ЯИЗМ: попытка индивида, не получившего традиционного религиозного воспитания, самостоятельно создать религию, которая была бы подогнана под его душу и фигуру. Чаще всего -- мешанина из идеи реинкарнации, общения с Богом, образ которого представляется крайне неясно, натурализма и лозунгов типа: Глаз за
глаз, карма за карму.
© Дуглас Коупленд "Поколение Икс"

%)
Re: Reply to your comment...
Возможно, я неосторожно употребил слово «материализм», но
согласны ли Вы с тезисом о том, что в современном массовом сознании
феномены рождения и смерти воспринимаются именно как «чудеса»?
Re: Reply to your comment...
увы, я не знаком с современным массовым сознанием)
/Слегка не в тему/

Гиперссылка с числом, предваренным '#' у меня уже устойчиво ассоциируется с багом. Хорошо, хоть номер оказался шестизначным
Могу высказаться с точки зрения иудаизма, как человек мало-мальски имеющий отношение... играют роль как символический, пользуясь твоей терминологией, так и социальный аспекты. Говоря о символическом подходе, можно упомянуть Традицию как нечто ненавязчиво присутствующее в нашей тут повседневной жизни... даже люди неверующие и не соблюдающие многих требований иудаизма, хоронят своих мертвых по сложившейся и общепринятой схеме... с другой стороны, выбора у них особого нет, потому как этот аспект жизни, как и некоторые другие, отдан у нас на откуп раввинату и прочим религиозным формированиям. Так что насколько эта символика для них играет роль - большой вопрос. Лично на меня этот процесс производит весьма тяжелое впечатление ( хоронят без гроба и т.д.)
Социальный же аспект, по моему личному мнению, гораздо более важен - так, например, "шива" (это когда семь дней сидят дома в трауре, и все приходят их утешать) очень облегчает положение скорбящих, т.к. с ними постоянно кто-то есть, они все время чем-то заняты, и нет времени впадать в отчаяние - а вот потом начинается самый сложный этап, когда каждый остается один на один со своим горем.
Кстати, была у меня мысль, что социальный мотив может формироваться и непосредственно из символиеского, минуя формальную стадию.
Совершенно необязательно. Символический аспект мы, безбожники, в большинстве случаев все-таки херим.
Re: Reply to your comment...
И это говорит гражданка страны, в которой религия не отделена от
государства.
А с отвертками у тебя ничего получалось... только поддержать беседу, увы, сложновато
В этом нет ничего удивительного, ты же не занималась разработкой отвёрток программного обеспечения. В той дискуссии участвовали в основном мои коллеги.
"Потому что пассатижи", говорили мы, помнится, в детстве...
Поражает разброс тем. Ты, случайно, не для Алининого журнала это писал?
Впрочем, я с тобой согласна, что это один из немногих ритуалов, который соблюдает большинство.
Re: Reply to your post...
Я подозреваю, что с точки зрения культуролога и вообще специалиста по
данной тематике мой текст представляет собой несусветный бред, так что
вряд ли он им для журнала нужен.
Re: Reply to your post...
А что у Алины за журнал?.. Нет, ты не прибедняйся, для специалиста по плоскогубцам ты довольно четко все изложил.
Re: Reply to your post...
kalinka_malinka. Она туда уже с год ничего не писала.

Ещё было бы интересно узнать, как с этим всем дело обстоит в мусульманской
культуре. О культуре «нашего» типа я имею хотя бы
обывательское представление.
Re: Reply to your post...
А, этот журнал. Я думала, настоящий :)
Про мусульман не знаю и знать не хочу. У них все еще более запущено. Закатать всех в асфальт.
Re: Reply to your post...
Конечно, настоящий. Алина работает в журнале, связанном с похоронным делом, не помню как он называется. Занимается версткой.
Re: Reply to your post...
"Культуры погребения"?? ни хрена себе, извините :) Веселая работенка.
Re: Reply to your post...
Когда она устраивалась на эту работу, на собеседовании её несколько раз
спросили, как она относится к этой, хм, теме. Уж лучше бы так и
спрашивали: «Не боитесь ли Вы мертвечины?»
Re: Reply to your post...
А ты ей на собеседование диск не выдал что я тебе дарил? (: думаю, они бы оценили в ответ показ коробочки от (:
Я бы ещё добавил гигиенический аспект, так как если люди не будут хоронить своих мертвецов, то продукты их естественного распада будут неблагоприятно влиять на сферу их обитания.
Re: Reply to your post...
Это не так важно. Вот в больницах иногда ампутируют конечности. Если
отрезанную руку не утилизировать подобающим с точки зрения гигиены
способом, последствия будут те же. Однако же ампутированные конечности и
прочие удалённые части тела никто (ну ладно, почти никто) не хоронит. Их
утилизируют -- вот подходящее слово.
Re: Reply to your post...
Ты немножко не понял меня. Я имел в виду то, что потребность в утилизации отходов, возможно, является первым звеном твоей цепочки. А уже потом на эту потребность наслоились всяческие обряды и символы.
Re: Reply to your post...
Вот это интересная мысль. Вот только как бы её проверить?