face

Почему мы хороним своих мертвецов

Подумалось мне (так сказать, «музыкой навеяло»), что наше современное общество, к худу ли, к добру ли, перестало соблюдать многие обряды древности. Разумеется, в наше время есть множество религиозных традиций, соблюдаемых в тех или иных общественных кругах, но не много осталось обрядов, соблюдение которых для всех членов общества так же обязательно, как исполнение ритуалов, связанных со смертью: прощание с покойным, погребение (кремация), траур. Даже совсем не религиозные люди, когда смерть забирает кого-то из их близких, непременно исполняют эти обрядовые процедуры. Ритуалам, связанным со смертью, удалось остаться массовыми, в то время, как все другие обряды стали уделом определённых общественных слоёв или групп. Именно поэтому словосочетание «ритуальные услуги» в наше время однозначно указывает именно на данную категорию ритуалов.

Тем не менее, не всё так просто. Если большинство членов общества делают что-то схожее, это не означает, что у всех на это одни и те же причины. Например, одежда появилась как средство для защиты от холода и дождя, и она используется в таком качестве и по сей день, однако едва ли девушка, отправляющаяся на пляж, надевает бикини, чтобы не замёрзнуть. Возможно, причиной особого положения погребальных обрядов в современном атеистическом обществе является то, что смерть — это одно из немногих трансцендентных явлений, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Феномен смерти, исчезновения сознания, превращения живого в неживое — это, пожалуй, единственное из окружающих человека явлений, которое не объяснить материалистическими законами естествознания. Другие такие явления — например, существование Вселенной, необратимость времени — столь же непознаваемы, но они не касаются нашей повседневной жизни непосредственно, не вторгаются в неё и не производят изменений, которые трудно не заметить. Смерть в буквальном смысле «заставляет» себя уважать, и, наверное, поэтому современное общество, растеряв всеобщее уважение к Солнцу, Земле, Жизни, Творцу, сохранило по сей день всеобщее уважение к смерти.

Так, по логике, должно быть и с погребением. Пораскинув мозгами, я выделил четыре разновидности доминирующих причин, по которым люди исполняют погребальные обряды. Эти четыре разновидности можно назвать своего рода стадиями или ступенями, поскольку они исторически происходят одна из другой; каждая следующая — это видоизменённая предыдущая. Я не даю здесь никаких оценок той или другой причины и не утверждаю, что одна лучше другой, а также не оцениваю само направление исторического развития предыдущих мотивов в последующие; это попытка беспристрастного анализа. Итак, ниже перечислены четыре доминирующих мотива к соблюдению погребальных обрядов.

1. Прагматический.

Этот мотив самый древний, и он едва ли встречается в современных обществах в чистом виде (впрочем, я не исключаю, что остались ещё племена, в которых преобладает этот мотив). Трансцендентное в жизни древнейших обществ настолько переплеталось с обыденным, что смерть едва ли могла занимать сколько-нибудь особенное положение в ряду других, ещё не познанных, окружающих явлений. Погребальные ритуалы рассматривались как бытовые действия, которым имманентна тесная причинно-следственная связь. Так, закладывая меч и щит в могилу падшего воина, древние едва ли ощущали, что они исполняют ритуал; для них это было совершенно необходимым действием, которое выполнялось для того, чтобы снарядить умершего для будущих сражений в загробном мире. Необходимость этого действия была столь же очевидной и не подлежащей сомнению, как необходимость в боевом снаряжении для живого воина.

2. Символический.

По сравнению с предыдущим мотивом, изменилось восприятие обрядовых действий, перейдя от непосредственного к символически-опосредованному. По-видимому, переходным моментом стало использование при захоронении магических символов (например, пентаграмм), оберегающих покойного от злых духов. Важно, что пентаграмма, в отличие от меча, не является непосредственным носителем некоторой силы; вместо этого она такую силу обозначает. Этот переход связан с размежеванием трансцендентного и обыденного: такие явления, как смерть, больше не являются заурядными составляющими повседневной жизни, и взаимодействие с ними теперь возможно только через символы. Большинство современных ритуалов, связанных со смертью, сложились, очевидно, под доминирующим влиянием именно этого мотива. Памятник, гроб, процедура похорон, траур в культуре, основанной на христианстве или иудаизме, — это символы, обозначающие почтение живых к покойному и направленные на успокоение его души. При этом важно, что данный мотив подразумевает осознание индивидуумом значений этих символов. По-прежнему сильна причинно-следственная связь, поскольку номинальное значение символов рассматривается как их фактическая роль (пентаграмма — реальное орудие обороны).

3. Формальный.

Номинал символов сохранён, но их роль в причинно-следственной связи утрачена. Погребение по-прежнему воспринимается как действие, выполняемое для покойного, но ясного понимания того, как именно это действие помогает умершему, и какими могут быть последствия в случае невыполнения ритуала, уже нет. Я подозреваю, что именно этот мотив — основной для большинства нынешнего населения России. Отмечу, что, как побудительная сила, данный мотив может быть ничуть не слабее предыдущего, а иногда и сильнее: утрата причинно-следственного подкрепления компенсируется специфическим навязчивым состоянием, заключающимся в потребности исполнить всё так, как подобает.

4. Социальный.

Подобно четвёртой производной, этот мотив является продуктом дальнейшей регрессии третьего. Теперь утрачена не только приписываемая фактическая роль символов, но и их номинальная ценность. Человек уже не считает, что усопшему и в самом деле необходимо погребение. Горе, связанное со смертью близкого человека, меняет центральный объект и переходит от сочувствия умершему («бедный Йорик!») к переживанию утраты живыми («как же я теперь без Йорика?»); на первый план выдвигается соболезнование. Живые производят погребение уже не для покойного, а друг для друга, проецируя друг на друга сохранившуюся с предыдущей стадии и теперь самоподпитывающуюся потребность в подобающем выполнении ритуала. Разновидностью этого мотива является случай, когда человек исполняет ритуал не ради конкретного другого человека, а подчиняясь этическим или юридическим законам общества — общим здесь является то, что именно социализация индивидуума обеспечивает побудительную причину.
Разумеется, любая классификация нечётко выраженных явлений изначально несовершенна, и между любыми двумя типами можно выделять множество промежуточных; кроме того, один и тот же человек может в течение жизни вести себя, подчиняясь влиянию то одного из этих мотивов, то другого.

В качестве заключения я прошу вас принять участие в моём опросе.
Poll #388461 Небольшое статистическое исследование, не претендующее на репрезентативность

Какой из перечисленных мотивов лучше всего описывает ваши личные причины для соблюдения погребальных ритуалов?

Прагматический.
0(0.0%)
Символический.
1(11.1%)
Формальный.
0(0.0%)
Социальный.
5(55.6%)
У меня нет причин, чтобы соблюдать погребальные ритуалы.
3(33.3%)
Данная классификация мотивов в принципе неверна (пожалуйста, опишите в комментарии, почему).
0(0.0%)
Пожалуйста, не голосуйте, если вы не прочитали всего вышеизложенного — тогда уж лучше просто проигнорировать опрос. Также не голосуйте и примите мои извинения, если вы считаете такой опрос неуместным.

Специалисты по культурологии и социологии, а также все заинтересованные уже могут начинать пинать меня виртуальными ногами.

PS: А вы думали, я тут одни отвёртки анализировать буду?

In English: Why do we Bury our Dead?
  • Current Mood: pensive размышление
... В другом окне еще не закончил читать текст под катом, но уже родились возражения. Возможно, они будут подтверждены или опровергнуты в конце поста.
Я хочу сказать, что у нас еще соблюдаются обряды свадьбы и рождения ребенка, которые тоже прямо или косвенно связаны с переходом материи из неживой в живую.
Reply to your post...
Гораздо, гораздо менее свято и неукоснительно они соблюдаются. Такого трепетного отношения, как к смерти, у нас нет ни к одному другому явлению.

Феномен смерти, исчезновения сознания, превращения живого в неживое — это, пожалуй, единственное из окружающих человека явлений, которое не объяснить материалистическими законами естествознания.

обоснуйте.
Пожалуй, я погорячился: не единственное. Есть ещё комплементарный смерти феномен рождения. Но этот феномен у человека, в силу его психологии, такого же сильного священного трепета отнюдь не вызывает. Возможно, это связано с тем, что человек больше уважает и боится того, что сильнее него. Смерть обрывает жизнь, она отнимает. «Со смертью шутки плохи» — вполне уместное выражение, однако не скажешь ведь чего-то подобного о феномене рождения.
/Слегка не в тему/

Гиперссылка с числом, предваренным '#' у меня уже устойчиво ассоциируется с багом. Хорошо, хоть номер оказался шестизначным
Могу высказаться с точки зрения иудаизма, как человек мало-мальски имеющий отношение... играют роль как символический, пользуясь твоей терминологией, так и социальный аспекты. Говоря о символическом подходе, можно упомянуть Традицию как нечто ненавязчиво присутствующее в нашей тут повседневной жизни... даже люди неверующие и не соблюдающие многих требований иудаизма, хоронят своих мертвых по сложившейся и общепринятой схеме... с другой стороны, выбора у них особого нет, потому как этот аспект жизни, как и некоторые другие, отдан у нас на откуп раввинату и прочим религиозным формированиям. Так что насколько эта символика для них играет роль - большой вопрос. Лично на меня этот процесс производит весьма тяжелое впечатление ( хоронят без гроба и т.д.)
Социальный же аспект, по моему личному мнению, гораздо более важен - так, например, "шива" (это когда семь дней сидят дома в трауре, и все приходят их утешать) очень облегчает положение скорбящих, т.к. с ними постоянно кто-то есть, они все время чем-то заняты, и нет времени впадать в отчаяние - а вот потом начинается самый сложный этап, когда каждый остается один на один со своим горем.
Кстати, была у меня мысль, что социальный мотив может формироваться и непосредственно из символиеского, минуя формальную стадию.
Совершенно необязательно. Символический аспект мы, безбожники, в большинстве случаев все-таки херим.
А с отвертками у тебя ничего получалось... только поддержать беседу, увы, сложновато
В этом нет ничего удивительного, ты же не занималась разработкой отвёрток программного обеспечения. В той дискуссии участвовали в основном мои коллеги.
Поражает разброс тем. Ты, случайно, не для Алининого журнала это писал?
Впрочем, я с тобой согласна, что это один из немногих ритуалов, который соблюдает большинство.
Re: Reply to your post...
Я подозреваю, что с точки зрения культуролога и вообще специалиста по
данной тематике мой текст представляет собой несусветный бред, так что
вряд ли он им для журнала нужен.
Я бы ещё добавил гигиенический аспект, так как если люди не будут хоронить своих мертвецов, то продукты их естественного распада будут неблагоприятно влиять на сферу их обитания.
Re: Reply to your post...
Это не так важно. Вот в больницах иногда ампутируют конечности. Если
отрезанную руку не утилизировать подобающим с точки зрения гигиены
способом, последствия будут те же. Однако же ампутированные конечности и
прочие удалённые части тела никто (ну ладно, почти никто) не хоронит. Их
утилизируют -- вот подходящее слово.
Re: Reply to your post...
Ты немножко не понял меня. Я имел в виду то, что потребность в утилизации отходов, возможно, является первым звеном твоей цепочки. А уже потом на эту потребность наслоились всяческие обряды и символы.