camera

Последовательности для эскапистов

Если запустить ssh и установить соединение с удалённым компьютером, возникает иллюзия, что сидишь непосредственно за её монитором и клавиатурой. Но эту иллюзию легко отличить от действительности: как правило, об этом будет свидетельствовать заголовок консольного окна и, самое главное, существует множество способов «оторваться» от удалённой клавиатуры и перейти к управлению собственным, локальным компьютером. Один из них — завершить сеанс работы с удалённым сервером командой logout. Но всегда есть и другие способы — вдруг удалённый компьютер «завис», и нет возможности набрать logout? Для ssh, к примеру, для принудительного отключения достаточно набрать с новой строки последовательность символов ~. (тильда, затем точка). Эта последовательность, вместе с несколькими другими, является escape-последовательностью, интерпретируемой особым образом. Это важно: любые символы передаются на удалённый компьютер «как есть», а escape-последовательность обрабатывается самим средством коммуникации и никогда не доходит до удалённого сервера. Если всё-таки нужно набрать именно эту последовательность на удалённой «клавиатуре», для этого есть другая последовательность: удвоенная тильда передаёт одинарную тильду. Всё это означает, что «в районе тильды» прозрачность ssh нарушается, и иллюзия нахождения за консолью удалённого компьютера уже неполна.

Сеанс ssh, конечно, даёт довольно слабую иллюзию. Куда натуральнее выглядит соединение с удалённым компьютером по протоколам VNC, Remote Desktop и аналогичным. При этом можно работать с графическим интерфейсом удалённого компьютера, а в некоторых подобных системах — и слышать звук, выводимый удалёнными программами. Если перейти в полноэкранный режим, иллюзия становится почти полной… но основные свойства остаются неизменными: непременно есть хотя бы одна escape-последовательность (по меньшей мере, для разрыва соединения), которая не дойдёт до удалённого компьютера, а будет обработана средством коммуникации. Часто это бывает такая последовательность, которая, скорее всего, не встретится при нормальной работе, что-нибудь вроде Ctrl-Alt-Shift-Esc, так что случайно на неё не наткнуться. Поэтому тому, кто не знает об escape-последовательностях, приходится использовать «естественный» способ разрыва соединения, завершая сеанс связи средствами удалённой операционной системы. Но бывают, конечно, случаи, когда это невозможно.

Напрашивается очевидная аналогия с системами виртуальной реальности. Простейший вид виртуальной реальности — трёхмерное изображение на экране компьютера, например, в играх. Отличить его от настоящего проще простого: достаточно посмотреть вокруг. Escape-последовательности, как правило, очевидны. Шлем виртуальной реальности создаёт гораздо лучшую иллюзию, особенно в сочетании с сенсорными перчатками и прочими датчиками, считывающими положение тела. Тем не менее, и такую имитацию легко распознать, а escape-последовательностью является, например, снимание шлема. А если пойти дальше? Если система будет имитировать и объёмное изображение, и звук, и вкус, и запах, и положение тела в пространстве, да настолько натурально, что не отличить от настоящего? Какими тогда должны быть escape-последовательности?

Во-первых, это должны быть редкие последовательности, такие, которые не сделать случайно. Иначе мы наблюдали бы внезапно замирающих или исчезающих людей, которые всего лишь хотели, к примеру, почесать пятку. Во-вторых, эти последовательности должны быть доступны во всех ситуациях, в том числе, когда движения тела сильно ограничены, или когда некоторые части тела отсутствуют — ведь именно в этих случаях скорее может потребоваться выйти из этого мира. А уж куда таким путём можно вернуться, мы все узнаем, даже если никогда не найдём потайных escape-последовательностей: выйти отсюда естественным путём, с помощью logout, рано или поздно доведётся каждому.

In English: Escapist Sequences
Матрица вообще благодатная тема для мысленного исследования. В такой системе так или иначе должны быть решены множество проблем, как технических, так и архитектурных. Я об этом ещё напишу.
По моему определению генератор виртуальной реальности - это машина, которая дает пользователю ощущение какой-то реальной или вымышленной окружающей среды (например, самолета), которая находится, или кажется, что находится, вне разума пользователя. Я буду называть это внешними ощущениями. Внешние ощущения должны противопоставляться внутренним ощущениям, как-то: нервозность при первой самостоятельной посадке или удивление при внезапном появлении грозы на ясном голубом небе. Генератор виртуальной реальности становится косвенной причиной появления у пользователя как внутренних, так и внешних ощущений, но его невозможно запрограммировать так, чтобы он обеспечивал точно определенные внутренние ощущения. Например, летчик, который совершает почти один и тот же полет на тренажере дважды, получит в обоих случаях примерно одни и те же внешние ощущения, но во второй раз он, возможно, меньше удивится появлению грозы. Возможно, во второй раз летчик также по-другому отреагирует на появление грозы, что, в свою очередь, изменит последующие внешние ощущения. Но дело в том, что хотя и можно запрограммировать машину на появление грозы в поле зрения летчика, когда это желательно, невозможно запрограммировать желаемую ответную реакцию летчика.

Можно представить технологию за пределами виртуальной реальности, которая могла бы вызывать точно определенные внутренние ощущения. Некоторые внутренние ощущения, например, настроения, вызванные определенными наркотиками, уже можно получить искусственно, и в будущем этот диапазон несомненно расширится. Но генератору точно определенных внутренних ощущений в общем пришлось бы иметь способность доминировать над нормальным функционированием как разума, так и чувств пользователя. Другими словами, он замещал бы пользователя другим человеком. Это свойство помещает такие машины в категорию, отличную от категории генераторов виртуальной реальности. Для них потребуется совсем другая технология, они поднимут совсем другие философские проблемы, поэтому я исключил их из своего определения виртуальной реальности.

Еще один вид ощущений, которые несомненно нельзя передать искусственно, - это логически невозможные ощущения. Я сказал, что пилотажный тренажер может создать ощущение физически неосуществимого полета сквозь гору. Но ничто не сможет создать ощущение разложения на множители числа 181. потому что это логически невозможно:

181 - это простое число. (Поверить, что кто-то разложил число 181 на множители, - логически возможное ощущение, но оно внутреннее, а потому не входит в сферу виртуальной реальности). Другое логически невозможное ощущение - бессознательность, поскольку, когда человек находится в бессознательном состоянии, он по определению ни чего не испытывает. Состояние, когда человек ничего не испытывает, отличается от состояния, когда человек испытывает полное отсутствие ощущений, - сенсорная изоляция, - которая, безусловно, является физически осуществимой средой.

После исключения ощущений, логически невозможных, и ощущений внутренних у нас остался обширный класс логически возможных, внешних ощущений - ощущений сред, получение которых логически возможно, но физически не всегда осуществимо (таблица 5.1). Что-либо является физически возможным, если оно не запрещено законами физики. В этой книге я сделаю допущение, что "законы физики" включают одно, еще неизвестное, правило, определяющее начальное состояние или другие дополнительные данные, необходимые, в принципе, для полного описания мультиверса (иначе эти данные стали бы набором внутренне необъяснимых фактов). В таком случае получение среды физически возможно тогда и только тогда, когда она действительно существует где-то в мультиверсе (т. е. в какой-то вселенной или нескольких вселенных). Что-либо является физически невозможным, если это не происходит нигде в мультиверсе.
Интересная классификация, и вообще почитаю эту книгу, спасибо за ссылку.

В этих терминах, Матрица занимается генерацией физически возможных внешних ощущений. Однако в одноимённом фильме высказывается идея о том, что правильным согласованием внутреннего и внешнего состояний можно спровоцировать генерацию логически возможных, но физически невозможных событий.
Кстати, пример с разложением числа 181 не совсем удачный. Разложение числа на множители происходит внутренне, без участия симулятора. Можно, конечно, воспользоваться виртуальными счётами, камешками или зарубками, но это всего лишь средства, помогающие восполнить несовершенство человеческого внимания. Если симулятор не мухлюет и не изменяет число камешков, пока на них не смотрят, то сымитировать разложение на множители простого числа действительно невозможно, но только потому, что мы не можем проделать это внутри нашего сознания.

Думаю, более правильным примером логически невозможного внешнего ощущения будет созерцание (с возможностью взять в руки, пощупать) вот такого объекта.

Геометрически невозможный объект
А почему-бы просто не усный escape - особая фраза (или просто последовательность букв/цифр), редко встречающаяся в реале, которая должна быть произнесенна отчетливо вслух.
(Anonymous)
дар речи так-же теряем как и конечности.
скорее последовательность мыслительных действий, там простор большой
А если нет физической возможности говорить? Например, кляп во рту.
ты что, Лема начитался?
сам же сказал logout. человек совершает виртуальное самоубийство и его отпускает.
Re: ты что, Лема начитался?
logout можно сделать только при условии определённой свободы дейсвий в виртуальном мире. Скажем, в примере с ssh для этого нужно находиться в командной строке нормально работающего шелла.

Если связан по рукам и ногам, виртуальное самоубийство не совершить.
Можно вспомнить еще сакраментальное "Глубина, глубина, я не твой, отпусти меня Глубина" и таймеры на отключение для несознательных дип-юзеров 8-)
Первое мне совсем незнакомо; про таймеры на отключение тут выше написали — сон.
> Иначе мы наблюдали бы внезапно
> замирающих или исчезающих людей, которые всего лишь хотели,
> к примеру, почесать пятку.

Отнюдь нет. Вообще говоря априори тебе не может быть известно, что люди вокруг тебя (внутри "виртуального мира") имеют точно такие же "струны" к/из "реальности", как и ты сам, поэтому никто из них никуда ESC'эйпироваться таким забавным образом не обязан -- эта возможность может быть предоставлена только тебе -- "single player mode". Можно заметить ещё, хотя это и не относится к предыдущему утверждению напрямую, что в "реальности" ты можешь иметь совсем не такой же облик, что и в видимой тобой "виртуальности". Кавычки тут, кстати, призваны акцентировать относительность этих понятий...
Re: > Иначе мы наблюдали бы внезапно
Да и есть ли там вообще понятие «облик», неясно.