face

Факторы воспроизводства социальных вирусов

Изначально это было написано как комментарий к обсуждению недавней эпидемии социального вируса о переливании крови, спровоцированной koxed.

За время недавней эпидемии я получил сообщение о том, что нужна кровь третьей группы, несколько десятков раз, причём меня шокировало, что некоторые из пересылавших были:
  1. Умными людьми, причём на этот счёт у меня нет никаких сомнений. За несколько человек из переславших мне это сообщение я могу поручиться, что они умные люди, я учился с ними вместе и вообще их хорошо знаю. Они способны к сложной мыслительной деятельности как на работе, так и в быту (то есть это не «бытовой идиотизм», когда отличный профессионал за пределами рабочего места беспомощен и наивен, как ребёнок).
  2. Людьми, с которыми я довольно давно не общался. Скажем так, если уж эти люди стали писать мне — значит, писали всем поголовно в контакт-листе, а, может быть, и не только в листе.
Что особенно страшно — у первой и второй групп оказалось непустое пересечение.

Небольшой анализ.

Ни один из переславших не попытался изменить текст, или хоть приписать к нему что-то вроде: «Как думаешь, это правда? А вдруг правда?» — то есть выразить свою степень доверия к информации. Выходит, все доверяли полученной информации на 100%? Нет, конечно. Ну, допустим, убедила эта утка человека на 60%, и он решил послать. Но послать или не послать — это же дискретно, тут или 0, или 100%. Так что 60% округляются до сотни. В итоге получаем стабильное распространение червя. Если бы каждый распространитель выражал свою степень доверия, то уже на третьем-четвёртом звене новость бы «протухала» и звучала как небылица, в которую никто не поверит. Распространение таких червей обеспечивается именно вот этим «округлением» — на выходе информация выглядит точно так же, как на входе. Ни один слух через рот и уши не распространяется так устойчиво, как электронный слух в наше время, когда текст можно скопировать и передать без изменений (эксперименты показывают, что устные слухи — даже при старании распространителей передать информацию как можно точнее — искажаются до полной потери информационного содержания на десятом звене, а на третьем-четвёртом теряют половину значимой информации).

Почему именно на эту тему спам распространяется наиболее устойчиво? Можно построить математическую модель распространения слуха со следующими параметрами:
  1. Порог убеждения — степень уверенности, необходимая, чтобы слушатель принял информацию всерьёз.
  2. Коэффициент красноречия — множитель (обычно меньше единицы, но может быть и больше), обозначающий, во сколько раз изменяется степень убедительности при однократной передаче сообщения. Для электронных сообщений, передаваемых простым копированием без изменения, коэффициент красноречия равен единице.
  3. Фактор распространения — число слушателей, которым один проинформированный решит передать информацию, будучи убеждённым в её достоверности на 100%.
  4. Характеристика связности — свойство графа знакомств (среднее число общих знакомых у двоих, которые знакомы между собой).
Поскольку характеристика связности присуща среде и не зависит от содержания конкретного сообщения, остаются первые три величины. Все эти параметры влияют на протекание процесса распространения сообщения. При высоком пороге убеждения, низком коэффициенте красноречия или низком факторе распространения процесс затухнет после некоторого предсказуемого числа звеньев. Именно так происходит с большинством писем счастья — все их иногда получают от одного-двух корреспондентов, но настоящей эпидемии при этом не происходит. Однако в случае, когда совокупная характеристика затухания (отношение числа активных распространителей на следующем звене по отношению к предыдущему), зависящая от перечисленных параметров, оказывается больше либо равна единице, процесс не затухает, а продолжается до тех пор, пока не оказывается охвачена вся сильносвязанная часть графа знакомств. То есть пока сообщение не обойдёт практически всех потенциальных распространителей в рунете.

Порог убеждения, коэффициент красноречия и фактор распространения зависят от содержания сообщения. Что же именно в данном случае обеспечило совокупную характеристику затухания, большую единицы? Порог убеждения, подозреваю, для сообщений такого характера снижен, поскольку в данном случае люди предпочитают перестраховаться: «ну и пусть я всего на 25% убеждён в том, что это правда, а вдруг то, что я перешлю сообщение, спасёт кому-то жизнь?» Но потенциальные распространители в ЖЖ и так достаточно доверчивы, чего стоит хотя бы «аську собираются сделать платной, и чтобы этого не случилось, перешли это сообщение всем друзьям». Так что не думаю, что решающую роль сыграл именно порог убеждения. Коэффициент красноречия, равный единице, тоже достаточно типичен для электронной переписки (хотя в некоторых других случаях распространители решают передавать сообщение своими словами, и тогда коэффициент красноречия обычно меньше единицы). Остаётся фактор распространения. Косвенное подтверждение этому — тот факт, что я получал сообщение от людей, с которыми мало общаюсь. Именно для информации данного содержания распространителям кажется особенно важным любой ценой максимизировать число получателей, поскольку, как им кажется, от этого зависит чья-то жизнь. (Вероятно, последнее не совсем верно. Большинству, как мне кажется, важнее освободить собственную совесть, чем спасти жизнь страдальца, а для своего освобождения совесть требует ритуала пересылки сообщения всем, кому только можно, чтобы можно было решить: «Я на своём месте сделал для несчастного всё, что могу».)

In English: Factors for Reproduction of Social Viruses
Я на подобные сообщения всегда забиваю
Я бы на само деле за распрастранение ложной информации подобного рода раастреливал. Не потому что меня анноит, мне похер. А вот то, что среда, которая пригодна для эффективного бродкаста становится для него непригодна - это гавно. Кстати афтарра шутки тоже бы неполхо найти. Даже просто сто тысяч человек= 70 дней отнятой у кого-то жизни.
Я бы добавил ещё один параметр к четырём указанным тобой, а именно, сложность пересылки сообщения. Скажем, бумажные «письма счастья» требуют абсолютно неадекватных усилий: написать текст ручкой на бумаге необходимое количество раз, упаковать всё в конверты и донести до почтового ящика.

Насколько я знаю, стандартные графические ICQ-клиенты содержат кнопку «Переслать всем». Так вот если бы этой кнопочки там не было, т.е. если бы на уровне клиента была бы затруднена пересылка сообщения по всему списку контактов, зараза распространялась бы намного (думаю, на порядок) хуже.

P.S. У тебя опечатка: «Именно так происходит с больинством писем счастья».
Re: Reply to your post...
Да, вот это, пожалуй, тоже. Интересно, о чём думали мирабиллисы, когда
делали эту кнопку?

Спасибо, опечатку исправил.

Верно подметил, что "важнее освободить собственную совесть, чем спасти жизнь страдальца". Группа крови редкая - и большинство переславших моги переслать сообщение и на этом "честно" успокоиться. Ибо более они ничего сделать как бы не могут.

Если бы требовалось сдать денег на операцию или прости какое-нибудь донорское тестирование (напободие недавнего шухера про костный мозг) - эффект был бы другим. Кроме переслать (дешевая операция) - надо было бы еще и сделать (дорогая операция). Вступает в силу весьма справедливый коммент от fenster'а.

Еще надо отметить, что каждый очередной "вирус" в некотором смысле вакцинирует общество. Сейчас уже на каждом форуме очередного пересыльщика тыкают носом в то, что объява фейковая. Таким образом - при следующей рассылке уже возникнет большое количество скептиков-антител и скорость затухания возрастет.

Так что при достаточно регулярной вакцинации можно добиться весьма высокого "иммунитета". И тут может реализоваться сказочка "Петя и волки".
Я занимаю принципиальную позицию, касающуюся таких броадкастов - на мне они затухают. Всегда. Независимо от содержания. Этот спам не стал исключением.
сказка про волков повторится несомненно и тому, кому на самом деле нужна будет кровь, не получит ее таким способом. в этом самая большая гадость этого вируса. и того, кто рассылал это, надо хорошенько наказать, чтобы отбить желание так экспериментировать у других придурков, мечтающих прославится любым способом (хотя в этом случае, согласен, особо прославится он и не рассчитывал).
Я не считаю, что организация эпидемических рассылок -- это правильный способ даже для тех случаев, когда кому-то действительно нужна кровь. Вреда от этого способа больше, чем пользы, потому что такое сообщение всегда получают значительно больше людей, чем следовало бы (особенно в других городах), то есть не меньше 99% получателей побеспокоено напрасно. Это даёт значительный вклад в общую зашумлённость информационного пространства и снижает эффективность следующей подобной рассылке.

Это не значит, что социальные сети вообще нельзя использовать с этой целью. Например, грамотно организованная пропаганда добровольной сдачи крови (не потому, что она сейчас нужна одному человеку, а потому, что каждый день кому-нибудь нужна кровь) принесла бы куда больше пользы.
Башмак says:
Занимательно. Я б вас хотя б за это исследование взял на очень высокооплачиваемую работу, но к сожалению Башмак нищ, маргинален и работодателем не является.
И что это была бы за работа? Чесать языком на полную ставку?
Со своим будущим социальным статусом Башмак ещё не определился, возможно он станет русским клоном Билла Гейтса. А вы же не желаете быть ближайшим приспешником столь одиозной личности?

А вапще я просто хотел выказать вам свое уважение.
Втереться к нему в доверие, чтобы при удобном случае отравить -- для этого, пожалуй, стоит рассмотреть должность приспешника.

Премного благодарен. (Расшаркивается.)
гугль как всегда жжот
№1 of about 1,320,000 for социальный вирус.
Re: гугль как всегда жжот
Значит, тема раскрыта всесторонне.

Кстати, мы играли с коллегами в такую игру: найти слово или словосочетание на русском языке, по запросу на которое блог играющего был бы на первой позиции. Естественно, это должны быть невыдуманные слова на русском языке, на которые, кроме своего блога, и другие страницы находятся, и чем больше, тем лучше. И, конечно, это не должно быть собственное имя или какая-либо контактная информация.

Я нашёл для себя не только «социальный вирус», но и «двумерное время».
К примерам социальных вирусов я бы отнёс "Финансовые пирамиды" и "Телефонный Лохотрон". Можно сказать, что социальные вирусы стали развиваться, так же в рекламе их называют PR вирусами.
У финансовой пирамиды не всегда вирусный характер распространения («приведи друга»). АО «МММ», к примеру, для распространения использовало традиционную рекламу.
время МММ это глубокое прошлое. Если брать аналогию с компьютерными вирусами, то это время, когда информацию переносили из рук в руки.
А, вон что. Вспомнилось вот это письмо: «За 100 рублей вышлю рецепт, как заработать хорошие деньги». В обмен на 100 рублей приходит совет рассылать такие же письма.