face

Трудиться на благо тех, кто трудится на благо народа

Кто-то работает исключительно ради денег, кто-то получает непосредственное удовольствие от выполнения работы, а для многих большое значение имеет тот факт, что их труд приносит кому-то пользу. Разве не приятно сознавать, что человек становится чуточку счастливее, довольнее, здоровее от того, что ты для него делаешь? Нетрудно ощутить нечто подобное, работая, к примеру, парикмахером: человек приходит лохматый, а, уходя с модной причёской, глядит на себя в зеркало и благодарит мастера. Сложнее, если занимаешься ремонтом парикмахерского оборудования. Без этой работы тоже не подстричь человека, но он этого непосредственно не ощущает.

Получается, что есть разные виды услуг: некоторые из них оказываются человеку непосредственно, а некоторые лишь косвенно. Более подробно классифицировать услуги по этому признаку можно с помощью следующего набора правил.
  1. Услуги, предназначенные для непосредственного потребления человеком, будем называть услугами первого порядка.
  2. Услуги, предназначенные для потребления субъектами, оказывающими услуги n-го порядка, называются услугами n+1-го порядка.
  3. Производство товаров приравнивается к оказанию услуг. Так, производство хлеба считается оказанием услуги первого порядка.
  4. Выполнение работы по найму считается оказанием услуги работодателю, если характер этой услуги отличается от характера услуг, оказываемых работодателем (организацией) потребителям. Например, парикмахер, работающий по найму, оказывает услугу первого порядка, однако упаковщица на кондитерской фабрике оказывает услугу второго порядка, потребителем которой является фабрика, поскольку эта услуга (упаковка изделий) отличается от услуги, оказываемой фабрикой потребителям (поставка готовых изделий).
  5. Перепродажа товара или услуги без качественного изменения её характера не увеличивает порядок услуги.
Я работаю в компании SWsoft, которая занимается производством средств автоматизации хостинга. Вот как я представляю себе порядок услуг, которые я оказываю:
  1. Просматривая веб-сайт, пользователь интернета потребляет услуги первого порядка, которые ему оказывает автор содержимого. (Бывают, конечно, специализированные веб-сайты для тех, кто сам занимается оказанием услуг различных порядков, но, поскольку наши средства автоматизации хостинга не являются специально предназначенными для хостинга таких сайтов, это не увеличивает порядок услуги.)
  2. Автор, в свою очередь, пользуется услугами хостера для размещения своего веб-сайта. Это услуги второго порядка. Пользователь, упомянутый в предыдущем пункте, этих услуг непосредственно не ощущает.
  3. Хостер в своей повседневной работе пользуется программным обеспечением, поставляемым нашей компанией. Хотя этим программным обеспечением иногда пользуются и сами авторы, оно предназначено для тех, кто торгует хостингом, и содержит для этого специализированные средства. Поэтому, покупая наше программное обеспечение, хостер потребляет услугу третьего порядка.
  4. Наконец, лично я оказываю конторе услугу четвёртого порядка, выполняя функции архитектора. Продукт моей деятельности не есть готовое программное средство, он качественно отличается от того, что даёт потребителям контора, поэтому мои услуги — это услуги четвёртого порядка.
На этом цепочка заканчивается, поскольку не существует каких-либо товаров и услуг, предназначенных специально для архитекторов средств автоматизации хостинга. Хотя средства, предназначенные для архитекторов вообще, существуют (например, продукты Rational), они не специфичны для архитекторов именно в этой отрасли, и потому имеют меньший порядок.

Чем выше порядок услуг, тем уже специализация труда. Более высокие порядки становятся возможны только с общим развитием индустрии, сопровождающимся всё большим разветвлением видов деятельности. Не знаю, хорошо это или плохо, но я уверен, что в XIX веке ничего похожего на услуги четвёртого порядка не существовало. Услуги высоких порядков удлиняют цепочку круговорота услуг в обществе. Так, в небольшом городке позапрошлого века сапожник чинил обувь цирюльника, который, в свою очередь, брил сапожника. Цепочка состояла из двух человек. Между другими профессиями расстояние могло быть больше, но ненамного. Сейчас же проследить круговорот услуг между архитектором средства автоматизации хостинга и юристом в аудиторской фирме куда сложнее.

Возвращаясь к первоначальной теме: возможность получить удовлетворение от сознания, что твой труд приносит пользу, сильно уменьшается с увеличением порядка услуг. Начиная где-то с третьего порядка, это становится почти невозможно, поэтому тем, кто занимается оказанием такого рода услуг, приходитя получать удовлетворение от работы другими путями. Мне, например, сама работа, которую я выполняю, интересна как абстрактная задача, которую я непрерывно решаю.

В заключение — небольшой опрос. Пожалуйста, не голосуйте, если вы не прочитали эту запись полностью. Также будет интересно, если вы проследите свою цепочку оказания услуг в комментарии к этой записи наподобие того, как я проследил свою.

Poll #775532 Ваша работа

Какой работой вы занимаетесь? Примеры: ремонтирую телевизоры, пишу статьи для финансового журнала, управляю поездом метро.

Какого порядка услуги вы оказываете?

Mean: 2.92 Median: 3 Std. Dev 1.06
1
2(8.0%)
2
8(32.0%)
3
6(24.0%)
4
8(32.0%)
5
1(4.0%)
6
0(0.0%)

В чём состоит основной источник вашего удовлетворения от работы?

Польза, которую приносит мой труд
5(17.9%)
Сам процесс работы
6(21.4%)
Приобретаемые знания, опыт или физическая форма
8(28.6%)
Общение с коллегами, партнёрами, клиентами
1(3.6%)
Деньги
5(17.9%)
Я не получаю удовлетворения от работы
3(10.7%)


UPDATE: Среднее значение порядка услуг по результатам опроса оказывается подозрительно близко к π.

In English: Serving Those who Serve the People
Продажа хлеба - это первый порядок или второй? Эта услуга используется для получения хлеба, но её использует конечный потребитель.
Кажется придумал:
если покупатель способен различать цель и средство - он сам себе оказывает услугу второго порядка;
а если неспособен - продавец оказывает ему услугу первого порядка.
Первый. Услуга доставляется непосредственно конечному потребителю, а не тому, кто оказывает какую-то специфическую услугу.
offtopic
Леха, скажи честно, ты сколько времени это писал? :)
Re: offtopic
Немного -- около получаса. На многие другие посты уходит больше.
Некорректный второй вопрос! Там надо не радиокнопку ставить, а флажки и строку для собственного варианта ответа!
В вопросе присутствует слово "основной". То есть из множества предлагается выбрать то, что преобладает. Насчёт варианта "другое" -- согласен.
Бессовестный опрос! :)

Нашей команде значительно проще получать обратную связь сразу же после завершения работы. Я не могу сказать, что денежная составляющая меня совершенно не радует, равно как и все остальные, разве что физическую форму на нашей работе трудно набирать. Радует, очень радует. Но польза, приносимая клиентам, подстегивает быть еще полезнее, а это в свою очередь повышает цену. Замкнутый круг. Когда ты удовлетворен работой, невольно растешь над собой.

Есть также версия, что каждый приспособлен оказывать услуги определенного порядка, и удовлетворенность от работы зависит и от того, на своем ли месте в этой иерархии находится человек.
Катя, ты неправильно определила порядок для себя. Ты обслуживаешь хостеров, которые обслуживают авторов контента, которые обслуживают пользователей интернета -- это третий порядок.
Тогда производитель хлеба производит хлеб для оператора АЭС которая производит энергию для работы девелопмента продукт которых обслуживае саппорт и так далее.
А на самом деле все еще сложнее.
Читай внимательно пост. Если бы существовал специальный вид хлеба для операторов АЭС, тогда производство такого хлеба было бы услугой второго порядка. А так -- первого.
Я думаю, что скорее второй. Пользователям интернета практически пофигу где и как обслуживаться.
Это неважно, что им пофигу. Главное -- число уровней, на которых происходит качественное преобразование услуги.
Не совсем понятен один момент. Допустим, конечный пользователь, просматривая контент (созданный автором, лежащий у хостера и т.п.), в свою очередь тоже оказывает какие-то услуги. Например, сайт специализированного характера, использующийся в своей повседневной деятельности, скажем, адвокатами. Адвокаты оказывают услуги первого порядка. Какого порядка услуги оказываешь тогда ты?

Получается, что говорить о порядке услуг можно только зафиксировав точку отсчёта?

Или речь идёт о general audience?
Нет, порядок услуг определяется сам по себе, а не относительно заданной точки отсчёта. Он равен длине той цепочки, которую можно включить в описание профессии. Например, я разрабатываю архитектуру для фирмы, которая производит программное обеспечение для тех, кто предоставляет хостинговые услуги тем, кто желает опубликовать веб-сайт для пользователей интернета. Это длинно, но совершенно верно. А вот если закончить эту цепочку так: "...веб-сайт для адвокатов, оказывающих юридические услуги населению", то, получается, что архитектура, которую я разрабатываю, каким-то образом специфична именно для этого случая. А это неверно, поэтому мои услуги всё-таки четвёртого порядка, а не пятого.
Тьфу, промахнулся. Вместо четвёртого пятый поставил. Хотя есть сомнения, что может оказаться вообще третий.

- Я разрабатываю для конторы электронные блоки,
- контора их производит и поставляет заводу-производителю автомобилей,
- завод делает автомобили для потребителя.

Но потребитель тоже ещё не конечный, ибо автомобили, на которые наши блоки ставятся - не личного пользования, а "производственного назначения" - грузовики (класса МАЗ, КамаАЗ), автобусы. То есть покупателю автомобиль нужен для оказания услуг перевозки грузов/людей. Даже если перевозятся собственные грузы, то, как правило, опять же в производственных целях.
Архитектурное проектирование, с вашей точки зрения, это услуга какого порядка? Я насчитал 2ой, если принять в расчет еще строительную организацию, как совокупность всего управленческо-подрядческого аппарата. То есть взять и менеджеров и таджиков единую массу исполнителей. а вообще имхо дробить можно порядки до бесконечности..
Вроде, второй. Таджики здесь ни при чём, они не потребители твоего труда, а такие же подрядчики, как и ты, делают, что им сказано. Просто ты поставляешь строительной организации проект, а они — реализацию.