moby

Культурный обмен между обречёнными цивилизациями

Можно склеить разбитую чашку, выпрямить кузов автомобиля и даже отстроить разрушенное здание, но прошлого не изменить. Невозможно устранить возникшую уже неловкую ситуацию так, чтобы о ней никто не помнил; нельзя сделать так, как будто ошибки, совершённой ранее, никогда не было; не возьмёшь назад сказанного по неосторожности. Но ведь именно того, что невозможно, сильнее всего хочется! Наряду с вечной жизнью, телепатией и нуль-транспортировкой, тема перемещения во времени — не один век уже благодатная почва для фантастической литературы. Современная физическая наука не исключает возможность одностороннего путешествия в будущее, но разве же это интересно? Самыми плодотворными оказываются как раз те модели перемещений во времени, которые допускают путешествие в прошлое (или возвращение из будущего) и тем самым порождают причинно-следственные парадоксы. Одни авторы наивно игнорируют возникающие противоречия, другие строят на них мистические и комические эффекты, третьи сооружают сложные модели мира, призванные разрешить парадоксы.

Вот такая модель, допускающая путешествие в прошлое, пришла мне в голову на днях. Реализаций этой идеи в литературе я не встречал и поэтому до поры до времени претендую на авторство. Впрочем, кто-нибудь наверняка уже придумал это до меня; если идея напоминает вам о каком-нибудь литературном произведении, напишите, пожалуйста, комментарий.

На некоторой планете по стечению обстоятельств зародилась жизнь. В отсутствие конкуренции примитивные организмы преумножились, адаптировались к разнообразным условиям проживания, эволюционировали в более развитые виды и наконец дали рождение разумному существу, для определённости будем говорить — человеку. Мало-помалу разумные организмы построили цивилизацию; росли, крепли и рушились великие империи; проходили эпохи камня, железа, пороха, электричества, атома. Увы, технологический прогресс не изменил людской сущности, и наука работала на военную индустрию как в каменном, так и в атомном веке. После сотни поколений людей, владевших ядерными кнопками, сто первый, наконец, поддался сидевшему у него внутри первобытному вождю-завоевателю и развязал последнюю, роковую войну, уничтожившую всё живое на планете от человека до амёбы.

Планета стала непригодна для жизни на миллиарды лет, но прошли многократно периоды полураспада радиоактивных ядер, и вновь условия на поверхности стали благоприятны для зарождения жизни. Снова от простейшего до гуманоида, снова от дикаря до физика-ядерщика, снова роковая кнопка, мировая война и гибель всего живого. Так повторялось несколько раз, с непостижимыми интервалами во много миллиардов лет. В такой пропасти времён успевали сгинуть всякие свидетельства о некогда существовавшей цивилизации, и человечество каждый раз не ведало, что и до него была разумная жизнь на планете.

Разумеется, не только ядерное оружие производили человеческие умы. В своём расцвете цивилизация давала много разнообразных плодов: и развитую медицину, и вычислительную технику, и гениальные произведения искусства. Среди многочисленных естествоиспытателей на планете всегда находились те, кто изобретал нечто похожее на достижения предыдущей цивилизации, ведь великие умы мыслят одинаково. Всякий раз методом проб и ошибок человек нащупывал электричество, радио, самолёт, микропроцессор и… машину времени. Работала эта машина в соответствии с принципом непротиворечивости Новикова: с её помощью было физически невозможно совершить такое перемещение во времени, которое приводило бы к причинно-следственному парадоксу. Поскольку путешествие в прошлое позволило бы человеку повлиять на себя или своих предков и тем самым создать противоречие с настоящим, машина не могла осуществить такого перемещения. Ни на год, ни на сто лет, ни на сто веков назад отправиться было невозможно из-за физических ограничений Вселенной, а не по прихоти конструктора.

Однако, экспериментируя с машиной времени, нетрудно было обнаружить, что на ней вполне возможно отправиться в прошлое на очень большой интервал времени, исчисляемый миллиардами лет. Так каждая цивилизация обнаруживала другие, существовавшие до неё. Точно так же возможно было переместиться в эпоху будущей цивилизации и вернуться оттуда (но не раньше времени отбытия), не создавая противоречий. Возможность перемещения между эпохами была обусловлена тем, что для каждой цивилизации было неизбежно полное разрушение, и изменив что-либо в прошлой эпохе, путешественник не оказывал никакого влияния на свою собственную. Путешествия между эпохами постепенно становились обычным делом, как перемещения в пространстве, и правительствам даже приходилось принимать законы, ограничивавшие иммиграцию из прошлого и будущего. Культурный обмен между прошлыми и будущими эпохами только усиливал сходство исторических процессов и закреплял неизбежность одинакового конца.

Стабильность такой модели основывается на постулате о неизбежной сходимости макроскопической истории к одному и тому же исходу. При желании можно придать мрачному сюжету романтическое развитие: в очередной эпохе рождается человек, которого машина времени не может отправить в прошлое, и читатель понимает, что этот человек — Избранный. Ему суждено принести в общество идеи, которые в конечном счёте отвратят неминуемую гибель. Именно поэтому машина не может перенести его в прошлую эпоху, потому что тогда предыдущая цивилизация дожила бы до настоящего и возник бы причинно-следственный парадокс. После многократного перерождения у новой инкарнации человечества появляется надежда на иное будущее.

In English: Cultural Exchange Between Doomed Civilizations
Идею нигде не встречала... Требую продолжения истории )
Повторяю из ICQ, для протокола, вдруг ещё кому-нибудь интересно.

То, что здесь написано, — наброски сюжета. Здесь я в нескольких абзацах уместил то, что должно постепенно раскрываться на протяжении повести или романа. Собственно, нетрудно взять художественное произведение и «в двух словах», на одной страничке пересказать основную идею сюжета; но всё же идея — это не роман. В романе есть самое главное, чего нет сюжетной идее, — персонажи. Именно живые люди делают книгу интересной, а без них в ней всего-то и содержания, что на одну страничку. А живых людей я не умею «рисовать», увы, у меня к этому ни таланта, ни, честно говоря, особого желания. Поэтому я не писатель, а публицист, и не художественную литературу пишу, а придумываю эдакие упражнения для ума.

А появлением Избранного я бы книгу закончил. Иначе читателю уже понятно, что будет дальше, а, значит, книжка становится неинтересной (хотя для голливудского сценария потянет, там это не проблема). Ну то есть, во всяком случае, я не придумал ничего неожиданного, что могло бы произойти после; придумаю — скажу. :-)
Как может быть понятно, что будет дальше после появления Избранного? Человек настолько непредсказуем, что и предсказать дальнейшее будет не так просто, как тебе кажется... Идей развития ситуации в голову приходит множество. Возможно, тебе пришла только один возможный путь, но это не значит, что я до него додумаюсь. Знаешь, что мне пришло в голову вот сейчас? Жизнь цивилизаций не только повторяется в общем, т.е. зарождение, развитие, умирание, а повторяется в отдельных индивидуумах. И вот тот самый Избранный хочет попасть в то место и время, где он встретить точно такого же самого себя в ситуации, которая, соответственно повлияет не только на возможное будущее (настоящее Избранного), но и на Прошлое (позапрошлое - для Избранного)...
И вот если еще подумать, историй продолжения можно придумать множество, опираясь на твое основание.
Не понимаю пока, как это возможно. Путешествия во времени только потому и возможны, что каждая цивилизация обречена, и изменения в предыдущей не влияют на следующую. Если Избранный это исправит, путешествия во времени станут невозможны.
Ух ты, есть доброволец!

Ага, забыл упомянуть, что все мои идеи — open source, всяческое использование, модификация и распространение не возбраняются.
это проблема :) значит, может появиться в различных вариантах, и ищи потом, кто у кого сплагиатил :)
Придумают одно и потом всю жизнь трясутся над авторством те, кто больше ничего придумать не может.
Как бы не совсем культурный обмен между обречёнными цивилизациями... Посту больше подходит название "Модель машины времени", потому что обмен как таковой не описан.
Название слабое и так и эдак. Бывают случаи, когда название придумывается мгновенно, вот тогда бывают сильные названия.
Цивилизация с каждым шагом приближается к своему концу и надеется на появление какого-нибудь избранного, который бы чудесным образом спас бы ее от неминуемой гибели. Как в одном из фильмов было сказанно: "Не страна, а один большой зал ожидания". Просто возник вопрос как к автору идеи - а не может ли какая-нибудь цивилизация найти в себе силы чтобы предотвратить свою гибель? Неважно каким способом, но именно своими силами, не надеясь на появление Бэтмэна, Человека Паука, Нео и др? Или это более фантастично, чем путешествие во времени между эпохами? :-)
Вообще, у нас пока недостаточно эмпирической информации о гибели цивилизаций — нам не известно ни об одном таком событии на планетарном масштабе, а если брать масштаб государства, то это происходило только при столкновении с другими цивилизациями; чтобы уничтожить человека, нужен человек. Да и то, гибель государства — не значит гибель людей. Каждый атом наших тел когда-то был частью звезды; той звезды уже нет, а атомы нашли себе новое место.

Так вот, я думаю, что только своими силами цивилизация и может предотвратить свою гибель, а не усилиями отдельных личностей. Исторический процесс либо стабилизируется благодаря коллективному бессознательному, либо уж окончательно пойдёт вразнос, и тогда никакой супермен не поможет. Атому не предотвратить взрыва сверхновой (как, впрочем, и не спровоцировать).

Сюжетный ход с Избранным — всего лишь литературный спецэффект, надо же было придать сюжету какую-то динамику. Мне он самому не очень-то нравится, у меня скорее было бы иначе: народ давно уже допёр, что если машина времени откажется кого-то отправлять в прошлое, то это Избранный, и все пробовали бы и пробовали, одержимые поисками спасителя. Тысячи людей, по разным причинам считающие себя Мессией, входили бы в машину, и та безотказно отправляла бы их в прошлую эпоху. Крушение надежд, депрессии, психозы, самоубийства. В общем, мрачненько.
Леха, ты гот? :) Все обязательно должно быть мрачно и безперспективно? :)

Я просто что хочу сказать - в истории человечества есть, думаю что, немало примеров когда хитрыми или лучше сказать хорошо продуманными комбинациями главы государств достигали поставленной задачи(навскидку можно вспомнить Рузвельта, вывод Америки из великой депрессии, если я ничего не путаю). То есть гениальная тактика и очень четко спланированные действия могут быть гораздо интересней сверхсилы Мессии.
Я, наверное, гот в том смысле, что как сделать мрачно и бесперспективно, я вижу, а вот как построить жизнеутверждающий сюжет, который выглядел бы естественно, — нет. Мои попытки ввести в повествование какую-то надежду смахивают на голливудское порно.
Надо бы перечитать "Конец вечности" Азимова. Не скажу, что идея оттуда, но какие-то ассоциации возникают.
Там противоречия избегают путём замыкания причинно-следственной связи в кольцо. Не то же самое. Там, конечно, идея красивая, но возникает неотвечаемый вопрос о том, как такая хитрая структура могла изначально возникнуть.
Избранный здесь настолько же искусственен, как хэппи-энд в "Доме у озера". :)

Отдельные моменты кажутся знакомыми.

К примеру "Вечность" (?) - трансвременная организация постоянно вмешивающася в развитие цивилизации на земле. Там был как раз товарный и культурный обмен между эпохами.

Или у Бушкова в "Чужих островах" (?) один из второстепенных геровев уходит в прошлое своего мира, в цивилацию, которая исчезнет до появления его собственной.

Но сама идея независимых "цивилизационных пузырей" пока не попадалась. Вот другой вариант - если считать, что вселенная живет в цикле сжатие-расширение, то нельзя ли перемещаться по времени в прошлый цикл (например в то, что было до Большого Взрыва). Вот уж где абсолютная причинно-следственная независимость. :)) И вот где абсолютная необратимость процесса. Цивилизацию спасти можно, но что делать со вселенной...
Я уже сам понял, что искусственен.

А с перемещением до Большого Взрыва всё слишком очевидно: вселенную не спасёшь, тут и думать нечего. С человечеством это не так очевидно, отсюда и напряжение.
Да-да, конечно. Ради сюжета приходится пренебрегать тем, что звёзды не вечны.

Впрочем, никто не говорил, что это Земля — могла быть планета на орбите у более долгоживущей звезды.
Все это будет работать только если верно утверждение, что цивилизация, знающая о том, что ей грозит гибель никаким образом не сможет этой гибели избежать. Какой-то оголтелый социальный детерминизм :)

А если это не работает, то путешествие второй цивилизации к первой нарушит пресловутый принцип непротиворечивости, поскольку даст той ценную пищу для размышлений.
Вот ты знаешь, что непременно когда-нибудь умрёшь, но это не поможет тебе избежать смерти (хотя определённые стратегии позволяют значительно продлить жизнь). Так же знание о неминуемой гибели не поможет цивилизации жить вечно, но продление жизни вполне возможно.
Резонно. Но я все равно не верю в такой механистический исторический материализм :)
авторство???
(Anonymous)
Незнаю на какое авторство ты претендовать хочешь, но я твою гипотезу по телеку вчера смотрел. 22.00 по Рен-ТВ.
Re: авторство???
Да? Очень интересно. Что за передача, кто и что рассказывал, или это фильм?
Перемещения туда-обратно, при этом можно что угодно менять в прошлом, но это никак не повлияет на результирующее событие в будущем, напомнили книжку "Жена путешественника во времени".
Пока еще читаю ее, не знаю, чем там все кончилось.