face

Новый год без Деда Мороза

С Новым годом, дорогие читатели! Перерыв, начавшийся летом 2011 года, окончен. Как обычно, временное положение дел затянулось, но об этом явлении я напишу отдельно.

При всех недостатках позднесоветского строя было в нём и преимущество перед многими западными культурами: общество было преимущественно светским. Разумеется, религия в массовом сознании была замещена множеством других иррациональных верований, но об этом в другой раз. Так или иначе, религия в СССР была делом немодным, поэтому главным праздником в году и теперь остаётся не Рождество, а светский Новый год.

Рождество у христиан связано с верой в большое чудо, а Новый год у бывших советских граждан — с верой в маленькое такое чудичко, детское. Подавляющее большинство детей в светских семьях верит в Деда Мороза. При том, что сами взрослые в него не верят, большинство родителей почему-то поддерживают странную традицию: маленьким детям рассказывают о том, во что не верят сами, а через несколько лет объясняют, что «ты уже слишком большой, чтобы верить в Деда Мороза». Такого удивительного завитка, прошу заметить, нет даже в христианстве: там взрослые всё-таки рассказывают детям о том, во что верят сами, а не выдают заведомо ложную детскую историю.

Традиция настолько сильна, что даже у моих образованных, нерелигиозных близких родственников вызывает крайнее возмущение моя точка зрения: не нужно рассказывать детям про Деда Мороза. По крайней мере, такова моя позиция по отношению к своему пятилетнему сыну. Я считаю, что новогодние подарки ничуть не хуже, если их дарят ребёнку родители, а не несуществующий персонаж. День рождения, несмотря на отсутствие магической составляющей, пользуется у детей не меньшим успехом.

В ответ на эту позицию я непременно слышу, и часто в довольно агрессивной форме: «Не смей отбирать у ребёнка сказку! Он же маленький!» Разве, если ребёнок маленький, ему непременно нужны ложные убеждения? Можно говорить об ощущении чудесного, но разве для этого ощущения необходимо верить именно в то, чего на самом деле не существует?

Подумайте, что для вас означает «волшебство». Наверное, это какое-то явление, которому не место в нашем обыденном мире, правда? Например, дракон — классическое волшебство. А представьте себе, что драконы на самом деле существовали бы. С детства мы знали бы, что драконы реальны, и, возможно, могли бы увидеть их в зоопарке или заповеднике. Тогда дракон был бы не большим носителем волшебства, чем, скажем, зебра. А теперь представьте, что зебры бы не существовали, и только в сказках упоминались бы эти чудесные полосатые лошади. Тогда, выходит, зебра была бы чудеснее дракона!

Для вас, взрослых, дракон — волшебство, а зебра — обыденность, потому что вы привыкли к миру, где зебра есть, а дракона нет. Вы, наверное, и сами иногда мечтаете попасть в сказку, где вы творили бы чудеса с помощью волшебной палочки. А вы уверены, что творили бы? Представьте себе, что вы попали именно в такой мир, где магия реальна. Вы начинаете разбираться, как подчинить себе волшебную палочку, и тут оказывается, что магия подчиняется своим законам, которые надо изучать. Если в реальном мире физика не была вашим любимым предметом, станете ли вы изучать магию в волшебной стране? А в волшебной стране, возможно, над учебником по заклинаниям скучают студенты и фантазируют о другой вселенной, в которой, например, возможен электромагнетизм.

Мы с вами живём в волшебной стране, между прочим. Здесь заряженные частицы чудесным образом взаимодействуют на расстоянии! Это могущественная сила, которую, если постигнуть тайны вселенной, можно подчинить своей воле. Мудрецы, посвятившие жизнь электромагнитному волшебству, создали такие артефакты, как электродвигатель. А если этим всерьёз заинтересуется ваш ребёнок, он сможет выучиться и профессионально заниматься магией.

Я могу вызвать у своего ребёнка восхищение чудесами, показывая ему опыты по электромагнетизму, приводя с экскурсией на электростанцию, объясняя, как работает космическая ракета. При этом мне не приходится говорить ему ничего такого, во что я не верю сам.

Только не подумайте, что я не читаю своему сыну сказок и не показываю мультфильмов. Просто он в свои пять лет вполне понимает, что эти истории вымышлены. Я только не считаю, что лишаю ребёнка ощущения чуда, если отказываюсь рассказывать ему магический вымысел так, как будто это правда.
С Новым годом. Рад видеть тебя.
Вполне здравая позиция. Можно представить веру в Деда Мороза как некую детскую религию.)
Взрослая религия мне представляется чем-то похожим. Бог — тоже волшебство. Раньше мне казалось, что верующие в душе понимают, что всё это выдумки. Но в результате многочисленных бесед со знакомыми-верующими, я пришёл к выводу, что они искренне верят в свои взрослые сказки.
ИМХО, дед Мороз и физика не сильно мешают друг другу. Впрочем, мнение понятно и вполне обоснованно, за исключением одного но: если в детском саде ребёнку говорят одно, а дома - другое, то могут появиться другие проблемы.
Тут (в Норвегии) в детском саду вообще рассказывают про Христа, поэтому да, дома будет другое в любом случае.
Неправда!
Здесь (в Норвегии) в детских садах ушли от религии:
на Рождество -- Дед Мороз и только,
на Пасху -- циплятки и всё желтое,
на Химмелфартсдаг (один из пяти госпраздников) -- а что мы празднуем?
С возвращением. Очень рада видеть.
С Новым Годом!
> Такого удивительного завитка, прошу заметить, нет даже в христианстве: там взрослые всё-таки рассказывают детям о том, во что верят сами, а не выдают заведомо ложную детскую историю.
ээ, а как же Санта Клаус, с которого Дед Мороз собственно и скопирован?
Я так понимаю, истинный христианин хотя бы в теории должен верить в своих персонажей.
Похоже здесь так. В Санта Клауса буквально никто не верит, но у христиан есть разнообразные объяснения, зачем он нужен, и в каком виде он существует (Santa's little helpers etc), в то время как у советского человека хорошего объяснения для Деда Мороза нет.
Вот посмотри на комментарии тут. У советского человека тоже есть свои объяснения: дескать, у детей есть потребность в волшебстве (и чуть ли не «магическое мышление — необходимый этап развития интеллекта»); развивает фантазию; или вот моё любимое «они же маленькие». Объяснения не лучше и не хуже тех, что у христиан.
Они хуже примерно в том смысле, в котором ты написал -- подразумевается, что ребенку нужно говорить что-то такое, во что сами взрослые не верят. В христианские объяснения верят сами взрослые, просто сначала ребенок верит в физического Санта Клауса, а потом в абстрактного.
Волшебство вокруг нас
.Сын feldgendler-а -- интесный собеседник. Думаю, это он в отца. А интересен он тем, что ни один из его родителей не дает ему инструкций, во что верить, всегда присутствует дискуссия.

В случае с дедом Морозом, было много разговоров в прошлый Новый год и в этот. Оба года речь не шла о волшебстве:

В 4 года ребенок меркантильно хотел подарков, потому что он не может заработать и купить себе то, что он хочет. Он зависит от взрослых. Но вот дед Мороз -- это возможность _загадать_ подарок, без участия родителей, без упрашиваний, без походов в магазин, без приземленного ассортимента на рынке. Просто загадать и получить. Ведь так трудно получить именно то, о чем мечтаешь.

В 5 лет ребеноу уже может объяснить, чего хочет, о чем мечтает, понимает, что он может получить, а что нет. Но вот что это за миф с дедом Морозом? Почему взрослые врут? Вот так вот прямо в глаза, -- дед Мороз есть, но подарки-то явно от родителей, узнает их выбор и вообще, это не то, о чем мечтал. Но нет они утверждают, что он есть. А если мама сказала, то надо верить. Ему _приходится верить_ -- а это неизбежно ведет к разочарованию, в деде Морозе, и в маме.

Я уходила от чётких утверждений, указывая на факты и эмоциональную составляющую праздника.