Alexey Feldgendler (feldgendler) wrote,
Alexey Feldgendler
feldgendler

Categories:

Бабушкин маркетинг

Сегодняшняя запись посвящена новому перспективному виду маркетинга: продвижению суеверий. Это разновидность скрытой рекламы, наподобие той, когда персонаж фильма пьёт рекламируемый напиток, но здесь реклама размещается в необычной среде: в искусственно создаваемых «народных мудростях». Для этого выбирается типичная человеческая проблема, например, «избавиться от простуды» или «узнать, изменяет ли муж».

В первом случае суеверия попадают в благодатную почву, поскольку простуда имеет свойство проходить без лечения. Поэтому любое бессмысленное действие, выполненное с должным старанием в дни болезни, произведёт впечатление, будто оно помогло. На самом деле простуда прошла бы и без этого, но для того, чтобы это утверждать, нужно устраивать двойное слепое исследование на приличной выборке. Для «народной мудрости» же типичный размер выборки — один случай, но впечатляющий.

Что касается «узнать, изменяет ли муж» и других гаданий и предсказаний, то здесь вступают в игру другие эффекты: во-первых, если метод даёт достаточно расплывчатый результат, его всегда можно задним числом интерпретировать в соответствии с реальным развитием событий; во-вторых, сбывшиеся предсказания запоминаются лучше, чем несбывшиеся (эффект Джин Диксон).

Есть и другие заблуждения, которые эксплуатируют суеверия. Например, если рекомендации даёт специалист (неважно, в какой области), или если им якобы следует знаменитость, или если способ известен с древних времён, восприимчивость людей к внушению возрастает.

Итак, способ заключается в том, чтобы распространять слухи о действенности тех или иных ритуалов, например, на форумах, где доверчивые посетители обмениваются советами о том, как побороть простуду или избавиться от сглаза. А дальше уже суеверие будут распространять те, кому «помогло», или кто просто любит давать всем подряд непроверенные советы. Если особенно повезёт, то бабушки будут заставлять своих внучек проделывать ритуал вашего сочинения.

Вот несколько примеров. От простуды помогает натирать виски Кока-Колой каждые два часа. Чтобы узнать, изменяет ли муж, нужно подсыпать ему в кофе щепотку Вегеты — если не заметит, значит, изменяет. Чтобы пришли деньги, надо в полночь развеять по ветру семь пакетиков чая Липтон. Придумали ещё? Напишите комментарий!

In English: Grandma's Marketing
Tags: humor, psychology, society
Subscribe

  • Мы живём в хорошее время

    Когда мне было лет семь, мне впервые пришла в голову мысль, что, если бы всё содержимое Вселенной ночью увеличилось вдвое, то, проснувшись, мы не…

  • Про кукожика

    Рассказ написан в соавторстве с jaroslavna. Кукожик был нельзя сказать чтобы ёжик, потому что иголок у него не было, а была только…

  • Наблюдения с серьёзным лицом, выпуск 3

    Окончание серии, рассказывающей о забавных философских, антропологических, социологических и других принципах, с первого взгляда кажущихся всего лишь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments