face

Настоящее волшебство

В продолжение вчерашней темы хочу сделать некоторые разъяснения в качестве общего ответа нескольким участникам дискуссии у zabavakrasava. Многие пишут, что детям нужно верить в чудеса, поэтому надо им о чудесах рассказывать, пусть верят до поры до времени. Мне кажется, что те, кто так считает, представляют себе что-то вроде этого:



При таком раскладе потребность в волшебстве не удовлетворить никак иначе, кроме как рассказывая сказки из правого круга. А вот как я на это смотрю:



Есть чудеса реально существующие (по крайней мере я верю, что они существуют), а есть вымышленные. Я считаю, что потребность верить в чудеса вполне можно удовлетворить, не подсовывая ребёнку то, чего в действительности нет.

Можно даже так на это посмотреть:



Я верю в существование явлений из правой половины диаграммы, а ребёнку рассказываю о явлениях из верхней половины. При этом вымышленные истории я честно подаю как вымышленные. По меньшей мере с трёх лет дети вполне в состоянии отличать вымысел от реальности; мой сын знает, что Человек-Паук не существует, но ему от этого не менее интересно.

Конечно, у вас наполнение диаграммы может быть другим; например, если налоговая отчётность даёт вам чувство волшебства, перенесите её наверх, а если вы не верите в существование МКС, передвиньте эту точку налево. Но я уверен, что любой читатель без труда найдёт достаточно примеров для всех четырёх квадрантов.

Если вы и теперь утверждаете, что верить в Деда Мороза детям необходимо, и вера в реально существующие чудеса этого никак не заменит, то ваше утверждение сводится к следующему: детям необходимо верить именно в то, чего не существует. То есть именно искусственные ложные убеждения о чудесах необходимы для нормального развития ребёнка. О такой замысловатой потребности детской психики я ничего не слышал, и мне как-то слабо в неё верится.
очень грамотно, как и в прошлом посте.
Почитайте книжку К.Чуковского "От двух до пяти" еще не помешает детская психология.

Молодой человек, Вы в детстве сказки читали или трехлеткой схемы паяли и добывали кислород способом электролиза?
Я в детстве и сказки читал, и схемы паял. Я не верил, что описываемые в сказках события происходили на самом деле, но это не мешало «Властелину колец» Толкиена быть моей любимой книгой.
Дедушка Мороз - комунистическая выдумка, призванная укреплять веру детей в несуществующий коммунизм. Точно также как Санта Клаус должен укреплять веру детей в несуществующего Бога.

Вот вера в несуществующего Бога гораздо лучше, чем вера в несуществующий коммунизм.
Доказано на практике.

Так что я рекомендую zabavakrasava не транслировать детям существование коммунистического Деда Мороза. Сама она конечно может верить в кого угодно, но зачем же калечить психику детям? Это примерно как если у тебя триппер, то зачем им заражать других, если ты не сволочь конечно какая.
Я не понимаю, как Дед Мороз укрепляет веру в коммунизм. Просто светская версия Санта-Клауса.
Очень сложная тема.

Дед Мороз - он, скорее, не какой-то полезный или там вредный. Это традиционный персонаж, имеющий свою зону ответственности, как бы маячок, помогающий выстроить какие-то моральные или я хз какие ещё понятия. В этом плане на каком-то этапе, вероятно (для простоты/усвояемости я хз, не специалист), имеет смысл ребёнку верить, что Деда Мороз совершенно реален.

То, что духи/тотемы/Боги нужны человеческой (не только детской) психике - ну как бэ тоже бесспорно, что да. Сколько человечество существует - столько существуют духи/тотемы/Боги.

Ну и это, я лично убеждён в том, что неправильно говорить, что Деда Мороза нет. Правильно говорить, что нет объективных оснований считать, что он есть. Даже не так. Нет оснований считать, что его реальное существование хоть как-то влияет на наблюдаемый нами мир, посему вопрос "есть ли он или нет" не имеет смысла.

А как персонаж культуры он, безусловно, существует.
> В этом плане на каком-то этапе, вероятно (для простоты/усвояемости я хз, не специалист), имеет смысл ребёнку верить, что Деда Мороз совершенно реален.

Скорее всего, для простоты. Так проще родителям. Легче скопировать мем из собственного детства, чем думать самим. А если подумать, то вполне может оказаться, что этот мем вовсе даже не оптимален с точки зрения поставленных педагогических задач (например, чтобы ребёнок слушался родителей, или чтобы у него развивалось воображение).

> Нет оснований считать, что его реальное существование хоть как-то влияет на наблюдаемый нами мир, посему вопрос "есть ли он или нет" не имеет смысла.

Это такой Дед Мороз, который дарит детям пучки нейтрино, что ли?

> А как персонаж культуры он, безусловно, существует.

Да, как персонаж культуры. Но в реальность персонажей культуры мы обычно не верим.
"Если подумать" не особо работает даже у тех, кто разбирается в вопросе :)
Не вижу ничего плохого в Деде Морозе. В отрицании Деда Мороза тоже ничего плохого не вижу :)
Достаточно мелкая деталь, детская психика эластична, ничего плохого с ней не случится.
Вот я тоже хотел высказаться на тему "существует как персонаж культуры".

Получается отдельное толкование слова "существует", а двойственные толкования детям плохо даются вроде бы.
Приходится объяснять, чем выдумка от реальности отличается.
И если выдумка - это то, что реальности не соответствует, то еще остается
вопрос "а что такое реальность", на который лично я ответить не могу даже себе - сложновато это для моих инженерских мозгов.

Ну, в принципе, кое-как эмпирически объяснение дать удаётся, на примерах "я говорю, что конфета в коробке есть а открываем коробку - конфеты нет". Но ведь это не является полноценным объяснением!
Ну и кстати, получение золота из свинца - это твёрдая НФ, а не тупо вымысел!11
В качестве оффтопика замечу, что современный Дед Мороз отличается от того, что был в моём детстве, в одном важном моменте: в моём детстве Деды Морозы всё норовили заставить ребёнка стишок прочитать или песенку спеть и после этого выдавали подарок как награду, тогда как современный просачивается в квартиру и тихо суёт подарок под ёлку.

По сути, современная версия Деда Мороза отличается от Санта-Клауса только датой появления и именем: даже визуально они сейчас более похожи. Думаю, процесс перехода от Деда Мороза к Санта-Клаусу в России, если его кто-то вдруг инициирует (что вряд ли), будет не сложнее, чем переименование милиции в полицию.
Сказка, в данном конкретном случае сказка о ДМ, создает настроение. Надеюсь, вы помните то волшебное ожидание новогоднего чуда? И никакое знание о чудесах получения алмазов из угля этого не заменит. Они занимают просто разные ниши. Не всё на свете должно быть рационально.
И спорить я не вижу смысла. Ваша точка зрения вполне себе имеет право на существование.
С наступившим!)
Волшебство бывает!
Из разговора с 5-летним Бенджаминчиком:
-- Бенжаминчик, думаешь, волшебство бывает?
-- Какое волшебство?
-- Какое-нибудь. Чудо может случиться?
-- Волшебство, мама, это, когда есть волшебная палочка. Этого не бывает. Но чудо случится может.
-- Какое чудо?
-- Ты же любила папу, думаю, это чудо. Вообще, любовь -- это чудо. Люди любят других просто так! Я тебя очень люблю! И ты меня любишь. Может, ты снова папу полюбишь?