feldgendler

Categories:

Миф о невербальной информации

Вы, наверное, слышали, что от 60% до 80%, или 90%, или даже 93% всего, что воспринимает человек при общении, — это невербальная информация. В комментариях под вчерашним постом этот мем упомянули, поэтому я решил разобраться, откуда ноги растут.

Ноги растут из научных изысканий профессора психологии Альберта Мейерабиана (Albert Mehrabian). В 1967 году он опубликовал две статьи в рецензируемых журналах, которые легли в основу одного из самых тиражируемых околонаучных мифов XX века. Сейчас профессору 79 лет, и он чертовски устал объяснять, что его все неправильно поняли. (Ирония судьбы в том, что недоразумение планетарного масштаба произошло именно со специалистом в области человеской коммуникации.)

Итак, в статье [1] участники эксперимента слушали звукозаписи, на которых женский голос произносит позитивные (honey, dear, thanks), нейтральные (maybe, really, oh) и негативные (don't, brute, terrible) слова с позитивной, нейтральной и негативной интонацией (во всех сочетаниях). В каждом случае участникам предлагалось определить эмоцию говорящего. Оказалось, что в ситуациях, когда интонация противоречит значению слова, люди более склонны верить интонации, нежели значению.

В статье [2] использовалось только одно слово — maybe. Оно произносилось с тремя разными интонациями, при этом участникам эксперимента показывали ещё и фотографии женского лица, выражающего одну из трёх эмоций, во всех сочетаниях. В разных экспериментах использовались только аудиозаписи, только фотографии, а также то и другое одновременно. Результат получился такой: точность распознавания эмоций по выражению лица выше, чем по интонации, в отношении 3:2.

Именно в этой статье, с учётом результата предыдущей, была сформулирована гипотеза, что при распознавании эмоций говорящего вербальная, интонационная и мимическая информация учитываются с коэффициентами 7%, 38% и 55% соответственно. На сайте учёного уточняется, что это эмпирическое правило применимо, только когда человек говорит о своих эмоциях в данный момент.

Что означает это правило? Представим себе, что человек говорит о своём эмоциональном состоянии. Например, мы видим и слышим человека, который говорит: «Мне хорошо». У нас есть три отдельных способа догадаться о том, каково говорящему на самом деле: по значению слов, по интонации и по выражению лица. Каждого из этих способов в отдельности было бы достаточно, чтобы сообразить, как человек себя чувствует. Но что, если у нас есть все три канала, и информация через них приходит противоречивая? Например, человек говорит «мне хорошо» с позитивной интонацией, но грустным выражением лица. Вот в таких случаях тот вывод, который мы делаем, в среднем (по многим экспериментам со многими участниками) оказывается коктейлем из 7% значения слов, 38% интонации и 55% выражения лица. Это если гипотеза верна.

Повторяю. Правило применимо только в случаях, когда человек говорит о своём эмоциональном состоянии в данный момент, и только для определения, чему люди в таких случаях склонны верить больше — словам, интонации или мимике.

Но люди читают жопой. Поэтому из вполне осмысленного научного результата испорченный телефон сделал нечто вроде: «При любом общении 7% информации передаётся вербально, 38% интонацией и 55% языком тела». Отсюда получилась цифра 93% для доли невербальной коммуникации. Цифра 60%, которая тоже встречается, скорее всего, взята из результатов статьи [2]. Откуда взялись 80%, ума не приложу. Скорее всего, от многократного устного пересказа байки. Любой миф, в котором упоминаются процентные доли чего-либо, рано или поздно эволюционирует до версии, в которой доли составляют 80% и 20%.

Если вам по-прежнему кажется правдоподобным, что 80% воспринимаемого при общении — невербальная информация, — то предлагаю посмотреть фильм на языке, которого вы не знаете, а потом правильно ответить на 80% вопросов по его сюжету.

Злополучные статьи:

[1] Mehrabian, A. and Wiener, M. (1967). Decoding of inconsistent communications, Journal of Personality and Social Psychology, 6, 109-114

[2] Mehrabian, A., and Ferris, S.R. (1967), Inference of Attitudes from Nonverbal Communication in Two Channels, Journal of Consulting Psychology, 31, 3, 48-258

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.