feldgendler

Categories:

Как не травмировать детей школой

Советская и постсоветская школа травмирует детей. Да, не всех и не каждая; может быть, именно вам или вашим детям повезло с учителями и классом. Но очень многие запомнили школу как место бессмысленного принудительного труда под надзором людей, ненавидящих свою работу.

Можно, конечно, сколько угодно говорить, что совковых училок, ненавидящих детей, нужно гнать из профессии. Я и сам год назад так писал. Но, во-первых, это, разумеется, неосуществимо, а, во-вторых, вряд ли решило бы проблему. Учителя не рождаются такими — их такими делают профессиональное выгорание и личные психологические проблемы.

Одно из требований профессионального стандарта для психотерапевтов заключается в том, что псиихотерапевт должен ходить к психотерапевту. Это необходимо по многим причинам, в том числе для профилактики выгорания и профессиональной деформации личности.

Если бы профессиональный стандарт для школьных учителей включал в себя обязательное прохождение психотерапии, то школа травмировала бы детей намного меньше. Например, вместо того, чтобы орать на целый класс, как ей все надоели, учительница литературы могла бы обсудить это с психологом. Учительница биологии вместо того, чтобы унижать старшеклассниц за вызывающий внешний вид, могла бы научиться принимать свою собственную внешность. А физрук вместо унижения «ботаников» разобрался бы с тем, какие чувства маскирует его агрессия.

Я сомневаюсь, конечно, что каждая школа может обеспечить психотерапию для учителей — это создаст огромную нагрузку на психотерапевтическую отрасль и потребует огромных затрат от образовательной системы. Но деньги, потраченные на душевное здоровье учителей, как мне кажется, принесли бы бо́льшую долгосрочную пользу детям, чем те же деньги, потраченные на занавески в классной комнате.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.