feldgendler

Categories:

Открытие, которого я не сделал

Дети начинают учиться вовсе не в первом классе и даже не в детском саду. В первые годы жизни каждый ребёнок спонтанно, без целенаправленного обучения, делает сотни открытий. Одно из наиболее известных открытий, которое дети постепенно делают в течение второго года жизни, называется «постоянство объектов»: предметы продолжают существовать, даже когда их не видно. Ребёнок, который ещё не осознал постоянства объектов, искренне удивляется, когда взрослые играют с ним в игру «ку-ку»: спрятанное за ладонями мамино лицо внезапно появлется снова! Такое появление невозможно предсказать, не осознавая постоянства объектов, поэтому оно ощущается, как чудо.

Большинство детей в определённом возрасте сами делают это и многие другие открытия, но иногда что-то идёт не так. Многие из таких фундаментальных сбоев раннего развития хорошо заметны окружающим и делают нормальную взрослую жизнь очень трудной или невозможной. Другие, похоже, не настолько обязательны, и случается, что люди живут практически нормально, так и не осознав того, что большинству становится ясно ещё в дошкольном возрасте.

Одно из таких открытий так и не случилось у меня. Насколько я знаю, это должно было «щёлкнуть» на определённом этапе детского психологического развития (так называемая «конфликтная сепарация»), но по какой-то причине этого так и не произошло. Суть этого принципа я знаю лишь теоретически, так как слышал объяснения других людей; тем не менее, интуитивного понимания у меня нет. Мне рассказали, что это так, но это не соответствует моим ощущениям.

Вот то открытие, которого я так и не сделал: когда близкий человек злится на меня, разговаривает со мной агрессивно, кричит на меня в конкретной конфликтной ситуации, это ещё не означает, что он или она меня больше не любит. Возможно, я передаю этот принцип неточно, поскольку не понимаю его сам, а только пересказываю то, что слышал от других.

Подобно тому, как для ребёнка, ещё не открывшего для себя постоянство объектов, становится неожиданностью волшебное появление «исчезнувшего» предмета, для меня всякий раз становится такой же неожиданностью, когда, разозлившись и накричав на меня, близкий человек через некоторое время по волшебству сменяет гнев на милость. Но как же?! Ведь только что со мной разговаривали так, что мне было совершнно ясно, что с таким, как я, дела иметь не хотят, я разочаровал, всё кончено, добрых отношений не вернуть. Или, если и можно вернуть, то я должен для этого что-то сделать, а что — неизвестно. Я не могу предсказывать такую перемену отношения ко мне, а значит, не могу рассчитывать на то, что она произойдёт.

Вполне возможно, что несостоявшаяся конфликтная сепарация уже не может произойти во взрослом возрасте. В таком случае я могу рассчитывать разве что на выработку компенсирующей стратегии, которая позволит мне осознанно переживать конфликт по алгоритму. Люди с расстройствами аутистического спектра иногда учатся взаимодействовать с окружающими при помощи осознанных стратегий — например, сознательно стараются смотреть собеседнику в глаза, потому что люди обычно этого ожидают. Возможно, я просто научусь «правильно» вести себя во время конфликтов с близкими людьми.

Я странный, да? Может быть, среди вас есть кто-то, кто справлялся с похожей проблемой уже во взрослом возрасте?

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.